Маля: детство Матильды Кшесинской
Матильда родилась 31 августа 1872 года в семье Феликса Кшесинского, танцора, педагога и солиста Мариинского театра. Никто не сомневался, что судьба девушки будет связана с балетом. Отец возлагал большие надежды на Малю, как ее называли в семье: он видел врожденный талант дочери и надеялся, что она продолжит семейные традиции и добьется успеха на сцене.
Когда Матильда была совсем маленькой, Феликс водил ее в Большой театр на балет «Конек-Горбунок». Он положил его в одну из коробок за кулисами и ушел готовиться к выступлению. Феликс так обрадовался уходу, что забыл о ребенке: смыл макияж и пошел домой. Жена, поняв, что муж вернулся один, пришла в ужас: «А где Маля? Что ты с ней сделал ?! »Мужчина побежал назад, ворвался в ложу… Девушка, увидев отца, попыталась спрятаться под стулом: она не хотела уходить из театра, который ей показался самым большим чудесное место в мире.
В 1880 году Матильда поступила в Императорское театральное училище. Она много работала, «несмотря на свой живой и провальный характер», и уже в 1881 году впервые вышла на сцену Большого Мариинского театра. Педагоги отметили исключительный талант и огромный творческий потенциал юной балерины.
Любые контакты в школе между мальчиками и девочками были строго запрещены. Даже в классе девушки класса внимательно наблюдали, что их ученики не обмениваются обычными жестами или многозначительными взглядами. Но дома Матильда дала волю своему злому персонажу: в подростковом возрасте умела сводить мужчин с ума.
В своих воспоминаниях Кшесинская рассказывает, как в 14 лет флиртовала с молодым англичанином Макферсоном. Она не чувствовала к нему любви — мужчине просто нравилось флиртовать с красивым и элегантным молодым человеком. Однако, когда он пришел на день рождения со своей невестой, Матильда почувствовала себя обиженной.
Во время ужина он заговорил о том, что каждое утро собирает грибы. Маля стал рисовать прелести тихой охоты, и англичанин был очарован: он попросил разрешения сопровождать девушку на прогулку. Матильда позволила, но при условии, что девушка Макферсона даст ему разрешение. Об этом сказали в присутствии всех гостей, и девушке ничего не оставалось, как согласиться. Белые грибы пара не собирала: в конце прогулки англичанин забыл и о грибах, и о жене. Брак расстроился. «Это был первый грех, который я взяла на свою душу», — писала Кшесинская в своих воспоминаниях.
Матильда знала, как достичь своей цели. И когда он встретил цесаревича Николая Александровича, он легко превратил его в Макферсона.
«Этот экзамен решил мою судьбу»: встреча Матильды Кшесинской и Николая
В марте 1890 года император Александр III и его семья приняли участие в выпускном экзамене Матильды. После спектакля правитель вместе со своей свитой зашел в репетиционный зал, спрашивая с порога: «А где Кшесинская?» — а затем осыпал юную танцовщицу комплиментами. Во время праздничного ужина Матильда села рядом с наследником престола Николаем. «Не помню, о чем мы говорили, но влюбилась сразу», — писала потом Маля об их знакомстве.
Николай отнесся к встрече более спокойно: в дневнике высоко оценил выступление, но не упомянул танцора. Матильда была очаровательна, умна и красива, но таких женщин вокруг него было достаточно. Инициативы к сближению молодой человек не проявил, и Кшесинская взяла все в свои руки: он стал гулять по местам, где мог встретиться с цесаревичем. Уже летом ей удалось привлечь его внимание: в дневнике наследника есть записи о том, что Матильда «положительно, очень на него похожа». В октябре Николай отправляется в дальнее путешествие и просит сестру сообщить новость «своему другу».
Только в конце осени 1891 года царская семья переехала в Гатчину, а в 1892 году между Николой и Матильдой началась история любви. Весной наследник регулярно навещал балерину, записывая в дневнике, что у Матильды кружится голова. Отец Николая раздраженно заметил, что царевич «никто не знает, где он» и «никто не знает, что делает». Однако на самом деле все знали об обоих. Говорят, однажды ночью мэр Санкт-Петербурга разбился о влюбленную пару и получил приказ отвести Николая к Александру III по срочному делу.
По общему мнению, до 1893 года отношения были платоническими. Кшесинская в дневнике отмечает, что летом Николай был готов переехать к «более близкому знакомству», но затем начал проявлять «досадную осторожность». По ее словам, он не хотел быть первым с танцовщицей, потому что «она будет мучить его всю жизнь», но ему было наплевать, как поладить с ней, если она потеряет свою невиновность.
Как именно Кшесинская решила эту проблему, остается неизвестным. Но в январе Николай отмечает: «Вечером он прилетел к моему МК и провел с ней лучший вечер до сих пор. Под впечатлением от нее: ручка дрожит в руках! «Встреча принесла плоды: 20 февраля Матильда отметила торжественное открытие нового дома.
И Матильда, и Николай знали, что у их отношений нет будущего. Перед помолвкой с принцессой Алисой Гессенской будущая царица Александра Федоровна, наследница престола, рассталась с Матильдой. В своих воспоминаниях Кшесинская пишет, что она безутешна. Однако танцовщица была одна недолго — вскоре у нее появился новый выбор.
Внебрачный сын от великого князя
После наследника у Кшесинской было много других любовников среди представителей рода Романовых. Великий князь Сергей Михайлович утешил танцовщицу после расставания с Никой. Они давно состоят в интимных отношениях. Вспоминая театральный сезон 1900–1901 годов, Кшесинская вспоминает, как заботился о ней красиво женатый 53-летний великий князь Владимир Александрович. В те же годы у Кшесинской закрутился бурный роман с великим князем Андреем Владимировичем, при этом отношения балерины с Сергеем Михайловичем не прекратились.
«В сердце сразу закралось чувство, которого я давно не чувствовал; это уже не был пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы стали встречаться все чаще и чаще, и наши взаимные чувства вскоре переросли в сильное взаимное притяжение»
— Матильда Кшесинская
Осенью 1901 года они вместе отправились в путешествие по Европе. В Париже Кшесинская узнала, что ждет ребенка. 18 июня 1902 года она родила сына на даче в Стрельне. Сначала он хотел назвать его Николаем — в честь своей любимой Ники, но чувствовал, что не имеет на это права. В результате мальчика назвали Владимиром — в честь отца его возлюбленного Андрея.
«Когда после родов я окрепла и силы немного поправились, у меня был непростой разговор с великим князем Сергеем Михайловичем. Он очень хорошо знал, что он не отец моего сына, но он так сильно меня любил и был так привязан ко мне, что простил меня и решил, несмотря ни на что, остаться со мной и защитить меня как хорошего друга. Я чувствовал себя виноватым перед ним, потому что прошлой зимой, когда он ухаживал за молодой и красивой великой княгиней и ходили слухи о возможной женитьбе, я, зная это, просил его прекратить ухаживания и тем самым положить конец неприятным разговорам для себя. Я так любил Андрея, что не осознавал, насколько виноват перед великим князем Сергеем Михайловичем»
— Матильда Кшесинская
Сын Кшесинской получил отчество Сергеевич. Хотя после эмиграции в январе 1921 года танцор и великий князь Андрей Владимирович поженились в Ницце. Потом она удочерила сына. Но мальчик получил фамилию Красинский. И в этом Кшесинская имела особый смысл.
Любовный квадрат: Матильда Кшесинская и великие князья
Великий князь Сергей Михайлович
Матильда обратила внимание на другого Романова — великого князя Сергея Михайловича, внука Николая I, страстного любителя балета и поклонника таланта Кшесинской. Говорят, что Николай попросил родственника позаботиться о его страсти. То есть передал Сергею в качестве свидетеля.
Руки оказались надежными: Сергей много лет ухаживал за Матильдой, делая ее балетную карьеру безоблачной. Роман Кшесинской с дядей Николая II, великим князем Владимиром Александровичем, также не поколебал ее чувств. Но по-настоящему балерина полюбила своего сына, великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II. Когда у Матильды родился сын, никто толком не понимал, от кого он. Также у мальчика было два отчества — Сергеевич после рождения и Андреевич после эмиграции.
В театре Матильда боялась: все знали, кто ее спонсирует. В 1904 году он покинул компанию, но продолжал выступать, получая огромные гонорары за одноразовые выступления. Кшесинская сама выбирала момент для своих выступлений, танцевала только в разгар сезона, делала большие перерывы, во время которых прекращала репетиции и отдавалась безудержным развлечениям. Матильда считала понравившиеся ей части своей собственностью и не позволяла другим танцорам вторгаться в них.
Однажды приглашенный танцор Гримальди начал репетировать «Тщетную предосторожность», но Кшесинская сказала: «Я не сдамся, это мой балет». Директору театра пришлось отправить зашифрованную телеграмму министру в Данию, где он находился с правителем. Вскоре пришел ответ: «Раз уж этот балет Кшесинская, то оставь ей».
Сказать слово Матильде означало разрушить ее карьеру. Директор императорских театров князь Сергей Михайлович Волконский не захотел восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, воровская дочка» — и вскоре поприветствовал ее пост. Формальным поводом стали костюмы к спектаклю «Камарго»: Матильда устроила себя, вопреки просьбам Волконского, получила штраф, но вскоре отменила его через клиентов. Униженный князь написал прошение об отставке.
Несмотря на свой абсурдный характер, Кшесинская была исключительной танцовщицей. Даже последний директор императорских театров Владимир Теляковский признал это, назвав Матильду «наглой, циничной, живущей одновременно с двумя великими князьями и не только не скрывающей этого, но и вплетавшей это искусство в свой вонючий венок человеческого падение и разврат».
Матильда первой среди российских танцоров и третьей в мире исполнила 32 фуэте подряд на сцене. Спектакли переделывались по его способностям: другие танцоры часто просто не могли повторить то, что умела делать Кшесинская. Но успех на сцене был для Матильды лишь средством: ее стремления были куда более амбициозными, чем простая роль театральной звезды.
Матильда жила большой. В конце 1890-х он купил загородный особняк в Стрельне, отремонтировал его и даже построил собственную электростанцию, да и в Зимнем дворце тогда не было электричества.
В конце 1906 года в Петербурге была построена еще одна вилла длиной 50 м и шириной 33. Мебель для нее Матильда заказала у известного французского фабриканта Мельцера, все, от люстр до болтов, было привезено из Парижа. Был зимний сад, погреб, кареты, машины и даже конюшня — Кшесинская любила парное молоко.
Стервозный характер
Пожалуй, одним из самых скандальных и неприятных эпизодов биографии балерины является ее «недопустимое поведение», которое привело к отставке Сергея Волконского с поста директора императорских театров. «Неприемлемое поведение» заключалось в том, что Кшесинская заменила неудобный костюм, предоставленный руководством, на свой. Администрация оштрафовала танцовщицу, и она, недолго думая, оспорила это решение. Дело получило широкую огласку и разыгралось до невероятного скандала, последствиями которого стали добровольный уход (или отставка?) Волконского.
И снова заговорили о влиятельных покровителях танцовщицы и ее засранном персонаже.
вполне возможно, что в какой-то момент Матильда просто не смогла объяснить уважаемому человеку, что не причастна к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретив ее в Париже, охотно участвовал в организации ее танцевальной школы, читал там уроки, а позже написал прекрасную статью об учительнице Кшесинской. Она всегда жаловалась, что не может держать «на одной ноте», страдая от предрассудков и сплетен, что в итоге вынудило ее покинуть Мариинский театр.
«Полячка Маля»
Казалось, Матильда наслаждается своим счастьем, хотя прекрасно понимала, что ее любовь обречена. И когда она писала в своих мемуарах, что «бесценный Ники» любит ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской основан только на чувстве долга и определяется желанием родственников, она, конечно, лукавит. Подобно мудрой женщине в нужный момент, она покинула «сцену», «отпустив» любимого, едва узнав о своей помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Скорее всего, это позволило «поляку» остаться в сердце российского императора теплой памятью.
Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связана с судьбой царской семьи. Его хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.
именно его Николай II якобы просил «позаботиться» о Малечке после расставания. Великий князь будет заботиться о Матильде в течение двадцати лет, которую, помимо прочего, обвинят в ее смерти: князь задержится в Петербурге надолго, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович, станет ее мужем и отцом ее сына, Его Светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией нечестивцы часто объясняли всю «удачу» Кшесинской
Любовница Ники
Сватовство оказалось неудачным: принцесса Алиса отказалась изменить свою веру, и это было главным условием замужества, поэтому помолвка не состоялась. Ники снова стал часто навещать Матильду.
«Нас все больше и больше привлекали друг к другу, и я все чаще и чаще думал о том, чтобы получить свой угол. Встреча с родителями становилась просто немыслимой. Хотя наследник со своей обычной деликатностью никогда не говорил об этом открыто, я чувствовал, что наши желания совпадают. Но как сказать родителям? Мой отец был воспитан в строгих принципах, и я знал, что нанесу ему ужасный удар, учитывая обстоятельства, при которых я покинул семью. Я понял, что делаю то, на что не имел права из-за родителей. Но… Я обожал Ники, я думал только о нем, о своем счастье, по крайней мере, кратковременном…»
— Матильда Кшесинская
В 1892 году Кшесинская переехала в дом на Английском проспекте. Наследник постоянно приходил к ней, и влюбленные провели там много счастливых часов вместе. Однако летом 1893 года Ники стал все реже посещать балерину. А 7 апреля 1894 года было объявлено о помолвке Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.
До свадьбы продолжалась ее переписка с Кшесинской. Он попросил у Ники разрешения продолжить с ним общение на «ты», а также обратиться к нему за помощью в сложных ситуациях. В последнем письме к танцовщице наследник ответил: «Что бы ни случилось со мной в жизни, встреча с тобой навсегда останется самым светлым воспоминанием моей юности».
«Мне казалось, что моя жизнь окончена и радостей больше не будет, но впереди было много-много боли. Я знал, что будут люди, которые помилуют меня, но будут также люди, которые будут радоваться моей боли. Трудно выразить то, о чем я переживал позже, когда узнал, что он уже был со своей невестой. Весна моей счастливой юности закончилась, так скоро с разбитым сердцем началась новая и трудная жизнь…»
— Матильда Кшесинская
Николай всегда покровительствовал Кшесинской. Он купил ее и подарил дом на Инглиш-авеню, который когда-то снимал специально для встреч с наследником. С помощью Ники он раскрыл многочисленные театральные интриги, которые строили его завистники и злодеи. По предложению императора в 1900 году Кшесинской легко удалось устроить персональный благотворительный спектакль, посвященный 10-летию его работы в Императорском театре, хотя другие артисты имели право на такие почести только после двадцати лет службы или до выхода на пенсию.
Чужое место
Николай II как-то сказал министру иностранных дел Сазонову: «Я стараюсь не думать ни о чем серьезном, иначе я бы долго был в гробу». Именно эта фраза наиболее точно характеризует стиль николаевской власти. Ее место было не на престоле, а под юбкой Кшесинской и за семейным столом. Патриархальный обычай наследовать власть не по заслугам, а по старшинству стал ловушкой для царизма. Быстро меняющийся мир уже не сдерживался гнилыми скобками: «Православие, Самодержавие, Народность».
о Николае принято говорить, что он проводил реформы сам, часто вопреки Думе. Однако на самом деле царь скорее «не вмешивался». У него даже не было личного автоответчика. Николай II никогда не писал подробных резолюций; В принципе, он не занимался государственными делами. Я не принимал их близко к сердцу. Например, его помощник сказал, что, получив известие о Цусиме, король, который в то время играл в теннис, тяжело вздохнул и тут же взял ракетку. Точно так же он чувствовал все плохие новости о беспорядках в стране и новости о поражениях в войне.
В результате этого правила в начале Первой мировой войны внешний долг России составлял 6,5 миллиарда рублей, а золота в казне было всего 1,6 миллиарда.
Николай II же тратил 12 тысяч рублей в год на дорогие ему фотографии с семьей. Например, средние расходы домохозяйства в Российской империи составляли около 85 рублей в год на душу населения. В одном только Александровском дворце императорский гардероб насчитывал несколько сотен единиц военной формы. Принимая иностранных послов, царь носил форму того государства, из которого прибыл посланник. Часто Николаю II приходилось переодеваться по шесть раз в день.
Фигура короля, в основном по его вине, оказалась чрезвычайно декоративной. Именно это обстоятельство вызвало всеобщее недовольство.
Весь экономический рост в 1913 году происходил в буржуазном и капиталистическом частном секторе. А механизмы власти практически перестали работать.
Не могли, так как все рычаги управления находились в руках одного человека и не могли их сдвинуть. Поэтому царизм просто изжил себя.
Николай II не стал Кровавым, когда во время его коронации 18 мая 1896 года 2689 верных подданных были убиты и искалечены в давке. Став Кровавым из-за всех методов правления, он решил использовать только самое простое — репрессии.
Чем хуже ситуация, тем чаще к ним прибегают. Революции 1905 года предшествовал голод 1901–1903 годов, в результате которого в одиночку умерло более трех миллионов взрослых. Царская статистика детей не считала. Для подавления крестьянских и рабочих восстаний было отправлено 200 тысяч солдат регулярных войск, не считая десятков тысяч жандармов и казаков.
И вот 9 января 1905 года в Петербурге произошло Кровавое воскресенье — разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, который должен был доставить царю коллективное прошение о нуждах рабочих. Рабочие, «как и весь русский народ», «не имеют прав человека. Благодаря вашим чиновникам мы стали рабами», — писали рабочие в петиции.
Войска встретили их с пушками и винтовками. Везде репрессии ремонтировались по одному и тому же плану: стреляли очередями, с предупреждением или без, а затем кавалерия вылетела из-за пехотных заграждений и топтала, рубила, хлестала беглецов.
Правительственное послание: из тех, кто пошел к царю, 96 убиты, 30 ранены. Но 13 января репортеры представили министру внутренних дел империи список фамилий 4600 погибших и изуродованных до смерти. Позднее газеты сообщили, что через больницы города и его окрестностей прошло более 40 тысяч трупов со штыковыми и саблевыми ранениями, вытоптанных лошадьми, разорванных гранатами и подобных ран.
Таким образом была подорвана вера народа в доброго отца-царя. Волну всеобщего недовольства уже нельзя было остановить. Между 1905 и 1906 годами крестьяне сожгли две тысячи из 30 тысяч поместий, существовавших в европейской части империи. Еврейские погромы унесли жизни не менее 10 000 человек.
В октябре 1905 г по всей России распространилась всероссийская политическая забастовка. Севастопольское восстание закончилось убийством моряков Черноморского флота: крейсера «Очаков» и других кораблей повстанцев. Поминальные молитвы за десятки тысяч невинных жертв не успели утихнуть, когда на Россию обрушился неурожай. Церковь, помещики, царские чиновники отказались делиться хлебом, и в результате массовый голод 1911 года унес жизни 300 000 человек. Продолжаются забастовки и стрельба. Факт сохранился: в 1914 году врачи обследовали призывников в армии и пришли в ужас: у 40 процентов призывников на спине были следы казачьих плетей или жезлов.
Кровавое воскресенье стало главным символом правления Николая II для русского народа. Репродукция картины В.Е. Маковского «9 января 1905 года на Васильевском острове»
Танцы на мировой арене
Матильда, без сомнения, была одной из самых богатых женщин России. И налоги отнюдь не были источником его богатства: роскошь оплачивалась из военного бюджета Российской империи.
О происках Сергея Михайловича и Матильды Кшесинской в книге «Идеальная буря. Технология разрушения государства» заявили политолог Алексей Мартынов и документалист Роман Газенко. Авторы считают, что танцор и великий князь участвовали в беспрецедентной по тем временам коррупционной схеме, которая стала одной из причин поражения России в Первой мировой войне.
Великий князь был назначен начальником Главного артиллерийского управления в 1905 году, а Кшесинская вместе с промышленником Путиловым и банкиром Вышнеградским стала совладельцем «стратегически важного промышленного гиганта» — Путиловского завода. Так что все было просто: «главный наводчик» Сергей Михайлович давал госзаказ французской фирме «Шнайдер» и которая по «странной прихоти» указала в контрактах обязательство производить продукцию исключительно на Путиловском заводе.
В результате Мотовилихинский завод в Перми, одно из крупнейших артиллерийских предприятий, с 1905 по 1914 год не получал ни одного заказа на вооружение. Обуховский артиллерийский завод был доведен до коллапса: в 1910-1911 годах его нужно было спасать от вливания крупные суммы из казны. Россия вступила в Первую мировую войну с 11 700 стволами различного калибра против 104 500 в Германии и Австро-Венгрии. Продукция Schneider уступала другому оружию, представленному на соревнованиях, но все же была принята на вооружение. Говорят, в армии их называли «гаубицами Кшесинской системы».
Первая мировая война унесла жизни миллионов русских солдат, Российская Империя потеряла свои земли и свое влияние. Война полностью изменила облик страны. Поражения обострили противоречия в обществе и вызвали экономический и политический кризис. И поспособствовала этому танцовщица, которая в погоне за роскошью не осознавала, что танцует на мировой сцене.