Биография Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в Санкт-Петербурге в семье танцора Феликса Кшесинского, которого Николай I сам пригласил из Польши в 1851 году. Ее мать Юлия Деминская была солисткой танцевальной труппы. Дед Матильды, Ян, был известным скрипачом и оперным певцом — он выступал в Варшавской опере. Сама танцовщица училась в Санкт-Петербургском Императорском театральном училище, которое 23.03.1890 успешно окончила экстерном. В этот день Александр III по традиции сидел на экзаменационной комиссии в сопровождении своего сына и наследника престола Николая II. Семнадцатилетняя балерина замечательно проявила себя, и сам император предсказал, что она скоро станет украшением и гордостью русского балета.
Сразу после училища Матильду пригласили в Мариинский театр. Там уже работала ее старшая сестра Юлия, поэтому Матильду долгое время называли «Кшесинской II». Юная балерина отличалась невероятной работоспособностью: она могла часами тренироваться у штанги, преодолевая боли в ногах.
В 1898 году девушка начала брать уроки у выдающегося итальянского танцора Энрико Чекетти, а через 6 лет танцовщица стала прима-балериной. В ее репертуаре были Одетта, Пахита, Эсмеральда, Аврора и принцесса Аспичия. Российские и зарубежные критики отметили его безупречную технику и «безупречную легкость».
Матильда Кшесинская — первая российская танцовщица, успешно исполнившая 32 фуэте подряд. До нее в этом преуспела только итальянка Пиерина Леньяни, соперничество с которой длилось много лет.
Чужое место
Николай II как-то сказал министру иностранных дел Сазонову: «Я стараюсь не думать ни о чем серьезном, иначе я бы долго был в гробу». Именно эта фраза наиболее точно характеризует стиль николаевской власти. Ее место было не на престоле, а под юбкой Кшесинской и за семейным столом. Патриархальный обычай наследовать власть не по заслугам, а по старшинству стал ловушкой для царизма. Быстро меняющийся мир уже не сдерживался гнилыми скобками: «Православие, Самодержавие, Народность».
о Николае принято говорить, что он проводил реформы сам, часто вопреки Думе. Однако на самом деле царь скорее «не вмешивался». У него даже не было личного автоответчика. Николай II никогда не писал подробных резолюций; В принципе, он не занимался государственными делами. Я не принимал их близко к сердцу. Например, его помощник сказал, что, получив известие о Цусиме, король, который в то время играл в теннис, тяжело вздохнул и тут же взял ракетку. Точно так же он чувствовал все плохие новости о беспорядках в стране и новости о поражениях в войне.
В результате этого правила в начале Первой мировой войны внешний долг России составлял 6,5 миллиарда рублей, а золота в казне было всего 1,6 миллиарда.
Николай II же тратил 12 тысяч рублей в год на дорогие ему фотографии с семьей. Например, средние расходы домохозяйства в Российской империи составляли около 85 рублей в год на душу населения. В одном только Александровском дворце императорский гардероб насчитывал несколько сотен единиц военной формы. Принимая иностранных послов, царь носил форму того государства, из которого прибыл посланник. Часто Николаю II приходилось переодеваться по шесть раз в день.
Фигура короля, в основном по его вине, оказалась чрезвычайно декоративной. Именно это обстоятельство вызвало всеобщее недовольство.
Весь экономический рост в 1913 году происходил в буржуазном и капиталистическом частном секторе. А механизмы власти практически перестали работать.
Не могли, так как все рычаги управления находились в руках одного человека и не могли их сдвинуть. Поэтому царизм просто изжил себя.
Николай II не стал Кровавым, когда во время его коронации 18 мая 1896 года 2689 верных подданных были убиты и искалечены в давке. Став Кровавым из-за всех методов правления, он решил использовать только самое простое — репрессии.
Чем хуже ситуация, тем чаще к ним прибегают. Революции 1905 года предшествовал голод 1901–1903 годов, в результате которого в одиночку умерло более трех миллионов взрослых. Царская статистика детей не считала. Для подавления крестьянских и рабочих восстаний было отправлено 200 тысяч солдат регулярных войск, не считая десятков тысяч жандармов и казаков.
И вот 9 января 1905 года в Петербурге произошло Кровавое воскресенье — разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, который должен был доставить царю коллективное прошение о нуждах рабочих. Рабочие, «как и весь русский народ», «не имеют прав человека. Благодаря вашим чиновникам мы стали рабами», — писали рабочие в петиции.
Войска встретили их с пушками и винтовками. Везде репрессии ремонтировались по одному и тому же плану: стреляли очередями, с предупреждением или без, а затем кавалерия вылетела из-за пехотных заграждений и топтала, рубила, хлестала беглецов.
Правительственное послание: из тех, кто пошел к царю, 96 убиты, 30 ранены. Но 13 января репортеры представили министру внутренних дел империи список фамилий 4600 погибших и изуродованных до смерти. Позднее газеты сообщили, что через больницы города и его окрестностей прошло более 40 тысяч трупов со штыковыми и саблевыми ранениями, вытоптанных лошадьми, разорванных гранатами и подобных ран.
Таким образом была подорвана вера народа в доброго отца-царя. Волну всеобщего недовольства уже нельзя было остановить. Между 1905 и 1906 годами крестьяне сожгли две тысячи из 30 тысяч поместий, существовавших в европейской части империи. Еврейские погромы унесли жизни не менее 10 000 человек.
В октябре 1905 г по всей России распространилась всероссийская политическая забастовка. Севастопольское восстание закончилось убийством моряков Черноморского флота: крейсера «Очаков» и других кораблей повстанцев. Поминальные молитвы за десятки тысяч невинных жертв не успели утихнуть, когда на Россию обрушился неурожай. Церковь, помещики, царские чиновники отказались делиться хлебом, и в результате массовый голод 1911 года унес жизни 300 000 человек. Продолжаются забастовки и стрельба. Факт сохранился: в 1914 году врачи обследовали призывников в армии и пришли в ужас: у 40 процентов призывников на спине были следы казачьих плетей или жезлов.
Кровавое воскресенье стало главным символом правления Николая II для русского народа. Репродукция картины В.Е. Маковского «9 января 1905 года на Васильевском острове»
Конец истории
Отношения закончились в 1894 году. Матильда, с самого начала готовая к такому результату, не дралась истерически, не плакала: приветствуя Николая умеренно, она ведет себя достойно, достойно королевы, но не брошенной хозяйки.
невозможно спорить, что это был преднамеренный расчет, но поведение Кшесинской привело к положительному результату: Николай всегда с любовью вспоминал свою девушку и при расставании просил ее всегда называть его «ты», если у тебя любые проблемы, всегда обращайтесь к нему.
Позже он действительно прибегнет к помощи Николая Кшесинской, правда, исключительно в профессиональных целях, по поводу закулисных театральных интриг.
Матильда Кшесинская
На этом их отношения были окончательно разорваны. Матильда продолжала танцевать и с особым вдохновением парила над сценой, когда увидела своего бывшего возлюбленного в королевской ложе.
А Николай, носивший корону, полностью погрузился в государственные заботы, выпавшие на его долю после смерти Александра III, и в тихую лужу семейной жизни с желанной Аликс, как ласково называл Александру Федоровну — бывшей принцессой Алисой d ‘Гессен-Дармштадт.
Когда только состоялась помолвка, Николай честно рассказал о своих отношениях с танцором, на что ответил:
«То, что было в прошлом, прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены искушениями, и когда мы молоды, мы не всегда можем бороться, чтобы противостоять искушению… Я люблю тебя еще больше с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Ваше доверие так глубоко меня трогает… Могу ли я быть достоин его?..»
Революция и переезд Кшесинской
После революции 1917 года вилла Кшесинская была занята большевиками, и Матильда и ее сын были вынуждены покинуть Россию. В Париже Кшесинская открыла собственную танцевальную школу. Тем временем семья Николая II была расстреляна.
Матильда Кшесинская 18 июня 1902 года родила внебрачного сына князю Сергею Михайловичу.
В 1921 году Матильда Кшесинская вышла замуж за Андрея Владимировича. Пара прожила вместе всю оставшуюся жизнь.
Ее муж умер в 1956 году, а сын умер в 1974 году. Матильда написала свои мемуары — они были опубликованы в 1960 году. Великая танцовщица умерла в 1971 году. Ее похоронили в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Матильда Кшесинская и Николай II, кратко факты об их отношениях.
Отношения между танцовщицей и наследным принцем, которому на тот момент было 22 года, начались сразу после выпускного экзамена на ужине. Наследника престола всерьез увлекла воздушная танцовщица. Императрица Мария Федоровна одобряла увлечение сына, потому что серьезно переживала, что до встречи с Матильдой сын не проявит интереса к прекрасному полу.
Долгое время влюбленные довольствовались случайными встречами. Матильда долго смотрела в окно перед каждым выступлением, надеясь увидеть, как ее возлюбленный поднимается по ступеням, а когда она заметила его присутствие, танцевала с еще большим энтузиазмом.
Весной 1891 года после долгой поездки в Японию наследник впервые отправился к Матильде.
К январю 1892 года у них закончился период букета конфет, и отношения перешли в следующий этап: Николай II стал ночевать в квартире балерины. Вскоре царевич подарил танцовщице виллу. Их отношения продлились два года, но молодой император понял, что ему придется заключить «равноправный брак» и расстаться с прекрасной танцовщицей.
Перед замужеством царевич поручил заботиться о Матильде своему двоюродному брату, князю Сергею Михайловичу, который тогда был президентом Русского театрального общества. Молодой император в то время еще питал чувства к бывшей возлюбленной. В 1890 году он подарил красивую бриллиантовую брошь с одним сапфиром и двумя большими бриллиантами на приеме в честь своего благотворительного выступления.
По некоторым слухам, Кшесинская стала первой из Мариинских в 1886 году благодаря протекции Николая II.
«Малютка» Кшесинская и Никки
А в 1890 году, когда Николай мог соответствовать только своей Алисе, его неожиданно познакомили с Матильдой Кшесинской — по мнению некоторых историков, хитрый Александр решил, что необходимо отвлечь Николая от его любви и направить его энергию в другое русло.
Проект императора удался: летом царевич записал в дневнике:
«Маленькая Кшесинская меня позитивно интересует…»
— и регулярно посещает его спектакли.
Матильда Кшесинская
«Малышка» Кшесинская прекрасно понимала, в какую игру ввязывается, но едва ли могла представить, насколько далеко она продвинется в отношениях с членами царской семьи. Когда произошло изменение в общении с Николаем, Матильда объявила своему отцу — известному польскому танцору, выступавшему на сцене Мариинского театра, — что она стала возлюбленной Николая.
Отец выслушал дочь и задал только один вопрос: понимает ли он, что роман с будущим императором ничем не закончится? На этот возникший вопрос Матильда ответила, что хочет выпить чашу любви до дна.
История любви капризной и яркой балерины и будущего императора России, не привыкшего проявлять свои чувства, длилась ровно два года.
Кшесинская испытывала к Николаю очень сильные чувства и даже считала отношения с ним признаком судьбы: и он, и она были «помечены» цифрой два: он должен был стать Николаем II, а на сцене ее называли Кшесинской-2: Старшая также работала в сестринском театре Матильды Юлии.
Когда их отношения только начинались, Кшесинская увлеченно писала в дневнике:
«Я полюбила наследника с первой встречи. После летнего сезона в Красном Селе, когда я смог встретиться с ним и поговорить с ним, мои чувства заполнили всю мою душу, и я мог думать только о нем…»
Влюбленные чаще встречались в доме семьи Кшесинских и особо не скрывались: при дворе никаких секретов не могло быть, а на роман сына император закрыл глаза. Был и случай, когда в дом приходил мэр, торопясь доложить, что правитель спешно просит сына приехать в Аничков дворец. Однако в целях поддержания порядочности для Кшесинской был приобретен особняк на Английской набережной, где влюбленные могли беспрепятственно видеться.