Архитектурный стиль Средневековья: главные постройки Европы

Содержание
  1. Ранняя готика
  2. Период зрелой готики
  3. Особенности поздней готики
  4. Значение каркасной системы в готической архитектуре
  5. Архитектура Западной Европы Готика
  6. Сен-Дени и Шартр 12-13 век
  7. Сент-Шапель 1243-1248 гг.
  8. Основные конструктивные элементы готического стиля
  9. Арочные своды
  10. Значение аркбутанов и контрфорсов
  11. Мозаика оконных витражей
  12. Порталы
  13. Технологические особенности строительства готических зданий
  14. Романский стиль в архитектуре средневековья
  15. Сводчатая каменная крыша с 11 века
  16. Капелла Палатина в Палермо 1132-1189 гг.
  17. Готические сооружения в европейских странах
  18. Особенности Английской и Французской готики
  19. Готика в Германии и Чехии
  20. Испанские и итальянские готические здания
  21. Готика в других европейских странах
  22. Каролингское Возрождение
  23. Архитектура
  24. Двроцовая «Академия» Карла Великого
  25. Монументальная живопись
  26. Книжная миниатюра
  27. Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
  28. Элементы готики в современном коттеджном строительстве

Ранняя готика

Родоначальником стиля считается Франция, ее провинция Иль-де-Франс. В середине 12 века в аббатстве Сен-Дени была построена церковь с элементами готики. При его строительстве были сняты лишние стены, увеличен фасад, удлинены арочные своды и получен первый образец готики, более легкий, крупный и торжественный.

Монастырская церковь Сен-Дени
Монастырская церковь Сен-Дени

Архитектурные элементы храмов Нуайона, Ланы и других французских провинций отличаются чертами ранней готики.

Раннеготический собор в Лане
Раннеготический собор в Лане

В них по-прежнему преобладает некая тяжесть романского стиля, не хватает свободы плавучести и беглости.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле каркасные конструкции доведены до совершенства, возводя своды храмов на недосягаемую высоту.

Реймсский собор - прекрасный образец органического синтеза архитектуры и скульптуры
Реймсский собор — прекрасный образец органического синтеза архитектуры и скульптуры

Еще одной особенностью зрелого готического стиля были каменные перемычки окон в форме роз с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном-розой
Интерьер Амьенского собора с окном-розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готический стиль приобретает своеобразный местный колорит. В поздней готике переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • твист украшен фигурными шпилями;
  • оконные проемы, с замысловатым трафаретом наличников.

Католический храм Нотр-Дам в центре Руана - прекрасный образец яркого стиля
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана — прекрасный образец яркого стиля

Стены зданий покрыты невероятным количеством заостренных арок, вимперги, вырезанные из кружева, кокетливые статуи в сложных позах.

Значение каркасной системы в готической архитектуре

Практически все прелести готических построек основаны на главном изобретении того времени: новой каркасной системе. Конструкция каркаса позволила распределить весовую нагрузку здания, значительно снизив массу стен и перекрытий.

Технологическое новшество решило проблему единого внутреннего пространства храма
Технологическое новшество решило проблему единого внутреннего пространства храма

Исчезли массивные стены и опорные колонны, разделявшие комнаты, увеличилась общая площадь и высота свода потолка. Кроме того, каркас помог сэкономить строительные ресурсы.

Архитектура Западной Европы Готика

Готика, которая сейчас описывает некоторые из самых возвышенных творений европейского воображения, начинается как оскорбительный термин. Его используют теоретики Возрождения, чтобы обвинить готов в 1000 лет неклассической архитектуры — с 410 года (когда Рим был разграблен вестготами) до 1419 года (когда Брунеллески использует классические мотивы на фасаде приюта для подкидышей во Флоренции). Этот термин также применяется к скульптуре того же периода, большая часть которой находится на зданиях.

Позже историки искусства признают важное стилистическое разделение этого длительного периода. Первая часть становится романской. Готика, теряющая всякий уничижительный смысл, зарезервирована для стиля, возникшего в 12 веке.

Готический стиль, хотя и используется в многовековых зданиях, больше всего ассоциируется с величайшими соборами Европы. У каждого готического собора есть определенные, сразу узнаваемые характеристики.

Интерьер создает впечатление легкости и высоты: тонкие колонны обрамляют большие высокие окна и поднимаются вверх, поддерживая изящно ребристую каменную крышу. Внешний вид инкрустирован филигранью тонких орнаментов, также по существу тонких и вертикальных, состоящих из смеси элегантных статуй, выступающих башен, скелетных каменных мотивов в окнах и открытой резьбы аркбутанов.

Есть много споров о том, где впервые появляются самые характерные готические ингредиенты. Заостренная арка — одна из ее выдающихся особенностей, в отличие от романской круглой арки, но сама эта форма не является новшеством готики — ее иногда можно встретить раньше в мусульманской архитектуре. Такой же ребристый свод над нефом, характерный для каждой готической церкви с каменной крышей, можно увидеть в Даремском романском соборе.

Однако эти две характеристики являются важными элементами готического стиля. Они позволяют постройке превратиться в легкий каменный каркас, в который можно вставить декоративные элементы.

Типичными чертами готической церкви являются большие окна, которые пропускают цвет и свет через витражи. В задних стенах трансепта или нефа теперь есть место для особенно великолепного нововведения в виде больших круглых отверстий, известных (по расположению лепестков в их каменной кладке) как окна-розетки.

Двумя наиболее яркими внешними особенностями готических соборов являются высокие затопленные веранды, которые поднимаются на высокий пик и обеспечивают большую поверхность для скульптур; и так называемые летающие контрфорсы, в которых поперечный удар стены сдерживается тонкими каменными нитями (как если бы какой-то масонский паук работал над зданием).

Впервые готический стиль появляется во Франции в середине 12 века. Вскоре это становится гораздо более широким явлением. Во всех великих средневековых городах Европы есть готические здания, если они не были разрушены войной или другими бедствиями. Однако первые и самые большие успехи были достигнуты во Франции за относительно короткий период с середины двенадцатого до середины тринадцатого века. Движение имеет смысл описать на лучших французских образцах. (Английская готика, хотя и известна своими тремя отдельными периодами, тесно связана с французской.)

Единственным серьезным исключением из традиции является итальянская готика, которой требуется отдельная секция из-за красочного великолепия церквей и исключительной красоты многовековых зданий.

Сен-Дени и Шартр 12-13 век

11 июня 1144 года исключительная компания собирается в новой церкви аббатства Сен-Дени, недалеко от Парижа. Церковь была построена в предыдущие годы Сугером, энергичным настоятелем, который вошел в аббатство около пятидесяти лет назад ярким 10-летним мальчиком из бедной семьи. С тех пор он стал доверенным лицом короля Людовика VII.

В тот день Луи и его королева собрались вместе, чтобы освятить новую церковь в Сугере. Полюбуйтесь высокими остроконечными арками хора и апсиды, а также окнами, полными витражей (включая изображение самого аббата, представляющего окно), и рождением готического стиля.

В то же время, в 1140 году, знаменитое движение началось в Шартре, городе, ныне известном своими лучшими готическими соборами. В Шартре находится выдающаяся реликвия туники, которую, как полагают, носила Дева Мария при Благовещении. Это вселяет в приезжих паломников чувство глубокой преданности.

В настоящее время строится новый западный фасад, который расширит собор. Примерно с 1145 года простые люди всех сословий протянули руку помощи, таща тяжелые телеги с камнями из карьера в собор. Эта мода, известная как «культ кареты», распространяется в других городах Франции как выражение христианского благочестия.

Шартрский собор
Пятьдесят лет спустя эти божественные усилия в Шартре, кажется, были божественно вознаграждены. Когда остальная часть древнего собора была уничтожена пожаром в 1194 году, западный фасад с двумя большими башнями и тройным входом, окруженным великолепными скульптурами, чудом уцелел (как и туника Девы Марии). Соборное начальство, собирая средства от верующих, вдохновлено построить за этим фасадом совершенно новый собор в готическом стиле.

Высокий интерьер с его вертикальными линиями, идущими от земли до ребристого свода крыши, был завершен в 1222 году. Большие окна все еще остаются пустыми пространствами, пересеченными каменными мотивами. К 1240 году они заполняются ярким витражом.

Шартрский собор сохранился до наших дней как выдающийся образец трех различных аспектов готики: архитектуры, скульптуры и витражей. Это также свидетельство богатства и энергии, порожденных двумя тесно связанными страстями средневековья: культом реликвий и любовью к паломничеству.

Шартр — это широкое и публичное выражение средневекового порыва. Изысканная миниатюрная версия на ту же тему была построена сразу после завершения строительства Шартра. Сент-Шапель в Париже, где хранится его реликвия, превращает величие готики в нечто большее, чем шкатулку для драгоценностей.

Сент-Шапель 1243-1248 гг.

Все важные реликвии средневековья выставлены для культа паломников. В 1239 году король Франции приобрел такую ​​важную реликвию, что создал миниатюрную готическую церковь, идеально подходящую для ее хранения.

Западные рыцари, занявшие Константинополь после Четвертого крестового похода, пообещали одни из самых священных византийских сокровищ, чтобы заплатить за свои армии. Король Франции Людовик IX покупает три у венецианских ростовщиков. Его величайшее достояние — терновый венец. В эту часть также входят фрагмент Истинного Креста и острие Священного копья, пронзившего Христа.

Sainte-Chapelle
Чтобы разместить эти реликвии, Луи построил новую часовню Сент-Шапель в своем дворце на острове в Сене — Иль-де-ла-Сите, в самом сердце Парижа. Эффектная внешняя форма здания, необычно высокого для своих размеров, объясняется тем, что королевские апартаменты расположены на первом этаже дворца. Он хочет иметь возможность идти прямо в свою часовню, которая занимает только верхнюю половину здания.

Эта готическая жемчужина была завершена в очень короткие сроки, между 1243 и 1248 годами. Его интерьер, больше стеклянный, чем каменный, с каждым стеклом и каждым дюймом камня, окрашенным или позолоченным, является одним из чудес средневековья.

Основные конструктивные элементы готического стиля

Готическое архитектурное направление внесло оригинальные элементы в строительство зданий, которые впоследствии стали визитной карточкой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду из сводчатых арок, которая служит несущим каркасом, цементируя и соединяя архитектурный ансамбль.

Арочная система образована на базе романских крестовин с выступающими наружу декоративными каменными ребрами
Арочная система образована на базе романских крестовин с выступающими наружу декоративными каменными ребрами

Готические архитекторы использовали ребристые выступы для украшения здания. Это нервюры — арочные своды, основной элемент каркаса.

Ребра собора Сен-Шапель в Париже
Ребра собора Сен-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность построек перестала зависеть от толщины стен, и массивные толстые конструкции были заменены легкими конструкциями с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий было перенесено на арочные колонны, а боковую нагрузку взяли на себя готические элементы — аркбутаны и контрфорсы.

Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей постройки, но для лучшего освещения храма его перенесли наружу
Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей постройки, но для лучшего освещения храма его перенесли наружуСтолбы были размещены на определенном расстоянии от стен и соединены с ними аркбутанами
Столбы были размещены на определенном расстоянии от стен и соединены с ними аркбутанами

Мозаика оконных витражей

Искусство стеклянной мозаики витража — еще один важный и определяющий элемент готического стиля. Каждая мозаика уникальна и представляет собой результат многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные цвета витражей создают потрясающий контраст с темными стенами
Яркие, насыщенные цвета витражей создают потрясающий контраст с темными стенами

Неповторимый блеск произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий сквозь стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно украшались разнообразными украшениями и ажурными порталами — углубленными нишами, содержащими скульптурные изображения животных или персонажей из мифологии.

Большие храмы на главном фасаде, обычно западном, имели три портала, соответствующих центральному и боковым проходам
Большие храмы на главном фасаде, обычно западном, имели три портала, соответствующих центральному и боковым проходамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы расположены так близко друг к другу, что занимают всю площадь задней части здания
На фронтонах некоторых церквей западные порталы расположены так близко друг к другу, что занимают всю площадь задней части здания

Технологические особенности строительства готических зданий

Готический архитектурный стиль свидетельствует об исключительном мастерстве каменщиков. Для создания гигантских построек требовалось огромное количество природного камня, который доставляли из местных и далеких карьеров. В некоторых районах юга Франции, Нидерландов, северной Германии использовался кирпич.

Строительство такой лестницы нереально без использования металла в деталях крепежа и блочных конструкций для подъема материала. Высокое мастерство архитекторов средневековья свидетельствует о технологичности строительных методов.

Романский стиль в архитектуре средневековья

Романский, слово, которое не использовалось до 18 века, впервые было использовано для описания западноевропейской архитектуры в средние века примерно с 9 по 12 века. Его также начали использовать в других формах искусства, особенно в скульптуре. Но этот термин остается наиболее подходящим для архитектуры, где круговые арки романского стиля можно легко рассматривать как то, что предполагает название — продолжение римской традиции.

Круглая арка характерна для многих римских построек, будь то огромные акведуки и мосты, триумфальные арки императоров или классические колонны (как, например, в церквях Равенны).

баптистерий во Фрежюсе
Прекрасным примером этой преемственности является крошечный баптистерий Фрежюс на юге Франции. Это уютное маленькое здание с круглыми окнами и полосатыми внутренними арками на классических колоннах обладает непринужденным шармом многих небольших романских церквей 10 или 11 веков.

Но он восходит к концу 5-го века, времени, когда германские племена уже находятся во Франции, но еще слишком рано, чтобы какое-либо архитектурное влияние, кроме римского, могло присутствовать в этом регионе.

Когда этот период считался романским, существовало множество вариаций его римского происхождения. Поиск источников романского языка — сложная академическая задача. Прочная линия влияния проходит через Равенну в Ахен, церковь Сан-Витале-ди-Джустиниано 6-го века вдохновляет собор Карла Великого в начале 9-го века.

собор Карла Великого в Ахене
Собор Карла Великого в Ахене с его классическими колоннами и полосатыми круглыми арками также напоминает небольшой баптистерий Фрежюса. И оба они повторяются в полном романском цвете, как это видно в нефе 12-го века в Везеле.

Веселе — это паломническая церковь (монахи демонстрируют здесь кости Марии Магдалины), и многие из французских романских церквей находятся на великих паломнических маршрутах, разработанных в этот период, особенно тех, которые ведут в Сантьяго-де-Компостела на севере Испании.

Новаторство французского романского архитектурного значения относится к паломникам. Пешеходный проход за алтарем, который следует изгибу апсиды, позволяет добавить несколько небольших часовен для хранения реликвий. Паломники могут переходить от одной молитвы к другой. Группа небольших изогнутых крыш на восточном конце, видимых снаружи, становится характерной чертой многих романских церквей.

Сводчатая каменная крыша с 11 века

Романский стиль на севере имеет тенденцию быть более массивным, чем изящные арки Везеле. Хороший пример — интерьер Даремского собора — слава английского романского стиля (часто дают альтернативное название нормандской архитектуре).

Даремский собор
Массивные колонны Дарема, многие из которых украшены узорами с глубокой резьбой, поддерживают сводчатую каменную крышу над нефом — значительное романское нововведение того периода. Строительство Дарема начинается в 1093 году, за несколько десятилетий до нефа Везеле.

Свод, как и купол, является одним из технических достижений римской архитектуры, но римляне довольствовались тем, что покрывали свои большие прямоугольные здания (или базилики) деревянными крышами. Это случай первых христианских церквей, основанных на римской базилике. И так обстоит дело со всеми прямоугольными романскими церквями вплоть до последних десятилетий 11 века. До этого времени проходы закрывались плоскими деревянными перекрытиями или выходили на стволы крыши.

Проблема с каменным сводом, занимающим большое пространство, заключается в том, что он должен быть очень толстым и, следовательно, тяжелым. Это, в свою очередь, требует больших боковых стен и контрфорсов. Неслучайно соборы вроде Дарема очень массивны.

Сводчатая крыша Дарема имеет особенность, которая в конечном итоге указывает на решение. Своды опираются на перекрещенные ребра потолка, как ряды морских звезд. Это очень ранний пример «ребристого свода» — хотя ребра здесь могут иметь в значительной степени декоративный дизайн, поскольку свод остается чрезвычайно толстым.

Подобно чугунным стойкам Хрустального дворца, каменные ребра могут образовывать собственную структуру, поддерживая гораздо более тонкую каменную крышу, защищающую ее от непогоды. Эта концепция легкого структурного каркаса будет в значительной степени развита в ближайшие столетия строителями великих готических соборов.

Капелла Палатина в Палермо 1132-1189 гг.

Небольшая часовня дворца в Палермо, стены которой покрыты красочной живописной мозаикой, — одно из самых изысканных построек средневековья. Известная как Палатинская капелла (от латинского «дворцовая часовня»), она была начата в 1132 году и завершена около 1189 года.

Палатинская капелла в Палермо
Мозаики греческой традиции, выполненные мастерами Константинополя. Христос Пантократор находится в апсиде и куполе в традиционном византийском стиле. Вокруг стен сцены из Ветхого Завета и жития святых Петра и Павла. Это повествовательная конвенция, которая позже широко использовалась в итальянских фресках.

С другой стороны, крыша Палатинской капеллы не похожа ни на что в византийской церкви. Сводчатый деревянный свод, резной и расписанный замысловатыми узорами, казалось, был его домом в павильоне мусульманского дворца или в крытой части мечети. Прочные круглые арки, поддерживающие стены, принадлежат другой традиции, романской. Классические колонны, унаследованные от более раннего периода богатой истории Сицилии, дополняют влияние этого эклектичного здания.

Он идеально отражает достоинства нормандской Сицилии.

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному с учетом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на некоторые отличия, целостность стиля осталась неизменной.

Особенности Английской и Французской готики

Готическая архитектура Франции, как родина этого стиля, может быть отнесена к классике произведений искусства средневековья.

Бесспорна роль первого храма Сен-Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основу для развития художественного направления
Бесспорна роль первого храма Сен-Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основу для развития художественного направления

Готические элементы широко использовались в светской городской застройке. Главные площади городов всегда украшали богато украшенная ратуша и надстройка башни.

Здание ратуши в Сен-Кантене, основанное в 1351 году
Здание ратуши в Сен-Кантене, основанное в 1351 году

Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Поселки и села обрабатывались застройками приходских церквей, доминирующим элементом которых была осевая башня западного фасада.

Кентерберийский собор, основанный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Кентерберийский собор, основанный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Храмы возводились на открытых площадках и содержали большие площади.

Готическая Англия отличается удлиненными фасадами и относительно небольшими башнями с западной стороны
Готическая Англия отличается удлиненными фасадами и относительно небольшими башнями с западной стороны

Готика в Германии и Чехии

Новаторский стиль пришел в Германию к концу 13 века, а также столкнулся с сильной приверженностью стилям Романовых и Византии. Первыми готическими постройками на немецких землях считаются церковь Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Libfrauenkirche, церковь Пресвятой Девы Марии, основанная в 1230 году
Libfrauenkirche, церковь Пресвятой Девы Марии, основанная в 1230 году

Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство построек велось с помощью кирпича. Мастерство мастеров каменной кладки создало новое направление европейской готики.

Украшение северной Германии - ратуша Тангермюнде, построенная в 1430 году
Украшение северной Германии — ратуша Тангермюнде, построенная в 1430 году

В этот же период прелести готической архитектуры достигли Чешской Республики, в центре Праги открылись крупные стройки. По сей день средневековые постройки являются главной визитной карточкой столицы.

Создание Карлова моста через Влтаву (1357-1378 гг.) С входной башней стало доминирующим мотивом пражской архитектуры
Создание Карлова моста через Влтаву (1357-1378 гг.) С входной башней стало доминирующим мотивом пражской архитектуры

Эпохальным достижением богемной готики является строительство Вацлавского зала в Старом дворце королей Праги.

В большом зале проходили не только королевские приемы, но и конные рыцарские турниры
В большом зале проходили не только королевские приемы, но и конные рыцарские турниры

Испанские и итальянские готические здания

Для итальянского государства готика оказалась чужеродным телом. Архитекторы Италии заполнили фасады готическими элементами: остроконечными шипами, окнами-розетками, башнями, но все это несколько нарушило общую целостность построек.

Миланский собор (1386 г.) с множеством вертикальных линий, надстройками башен, мраморными украшениями
Миланский собор (1386 г.) с множеством вертикальных линий, надстройками башен, мраморными украшениями

Возможно, только в Венеции была воспринята перфорированная конструктивность построек, позволившая убрать фасады в сочетании с цветами радуги.

Дворец дожей в Венеции на площади Сан-Марко. Год постройки 1309-1340
Венецианский дворец дожей на площади Сан-Марко. Год постройки 1309-1340

Готика пришла в Испанию со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые сооружения. Мавританские мотивы остались сильными в многовековой постройке.

Церковные церкви в Кастилии больше следуют французской классике
Церковные церкви в Кастилии больше следуют французской классикеБургосский собор, основанный в 1221 году
Бургосский собор, основанный в 1221 году

Готика в других европейских странах

Готическое искусство утвердилось и в других странах Европы. Типичным примером восточной готики является замковый комплекс Мальборк, основанный в конце 12 века.

Здание
Здание «Sala Capitolare»

Для Польши характерно большое разнообразие сводчатых конструкций. В этом деле местные мастера достигли абсолютного совершенства.

Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были снесены и разграблены во время турецких завоеваний или подверглись капитальному ремонту.

Церковь Матьяша в Будапеште - хорошо сохранившееся готическое здание
Церковь Матьяша в Будапеште — хорошо сохранившееся готическое здание

На балтийскую архитектуру значительное влияние оказали немецкие рыцарские ордена.

Домский собор - крупнейшее готическое сооружение XII века в Латвии
Домский собор — крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииЦерковь Матьяша в Будапеште - хорошо сохранившееся готическое здание
Церковь Матьяша в Будапеште — хорошо сохранившееся готическое здание

Каролингское Возрождение

В день Рождества 19 века в Латеранской базилике в Риме Папа Лев III даровал «корону римских цезарей» франкскому королю Карлу Великому (768–814). В Западной Европе возродилась империя. Карл, император и наместник Бога на земле, теперь должен был заботиться о мире и процветании своих подданных. Под его властью находилась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи. Образ этого правителя, запечатленный в легендах и сказках, стал символом справедливости и власти. Со времен Карла Великого европейские государи стали называть себя королями (от латинского Karolus — «Карл»).

При каролингах, как называлась династия, основанная Карло Мартелло, дедом Карла Великого, античность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах было проштамповано изображение ворот Рима и надпись: «Возрождение Римской империи». Строители имитировали в своих сооружениях древнюю архитектуру, иногда просто заимствуя колонны и другие детали у старинных построек. Римская живопись послужила образцом для миниатюристов. «Каролингское Возрождение» (от французского Renaissance — «возрождение») — так назвали исследователи искусство этой эпохи.

Архитектура

Строительство собора началось около 800 г. Карлом Великим, пригласив специалистов из южных стран (Рим, Византия) для создания монументального каменного здания на территории Германии. В 805 г собор был освящен папой Львом III, а в 814 г. Карл Великий был похоронен в дворцовой часовне (точное местонахождение сомнительно).

Императорская часовня дворца, построенная около 796 г по инициативе Карла Великого Одоном из Меца в византийском стиле, является сердцем собора. Он имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме представляет собой восьмигранный купол, окруженный 16-гранной галереей на двух этажах. Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Готический хор был добавлен в 1353-1414 гг. Большинство часовен, окружающих восьмиугольник, построены в готическом стиле.

Карл Великий выбрал своей столицей город Ахен (нынешняя Германия). Новая столица строилась быстро. Возведены королевский дворец и различные административные здания. Время принесло с собой почти все архитектурные памятники той эпохи. До

Дворцовая часовня в Ахене
Дворцовая часовня в Ахене. 788-805

аахенская капелла (от латинского capella — «часовня»), считающаяся одним из красивейших построек средневековой Европы, сохранилась до наших дней. Часовня в Аахене. 788-805 Германия. Часовня представляла собой величественное двухэтажное здание высотой около тридцати двух метров. Его нижний уровень с шестнадцатью сторонами представлял землю, а верхний, меньший и восьмиугольный в плане неба. Первый этаж предназначался для придворных и людей низшего ранга. На втором этаже перед алтарем находился императорский трон. В куполе часовни находилось мозаичное изображение Христа, восседающего на престоле в окружении двадцати четырех старцев и четырех символов евангелистов: ангела, льва, теленка и орла. Древние мраморные колонны были привезены из Италии для украшения часовни, а также облицовочные плиты из дворца короля Теодориха в Равенне. Часовня, освященная в 805 году, служила не только церковью. Здесь хранились драгоценные христианские реликвии, собранные Карлом Великим. 28 января 814 года в часовне похоронен сам Карл.

Церковь монастыря Сен-Рикье на севере Франции — самый распространенный тип храмов эпохи Каролингов. Строительством церкви руководил настоятель монастыря Ангильберто под патронатом самого Карла Великого. Церковь не сохранилась до наших дней, ее реконструкция проводилась по описаниям и чертежам.

Двроцовая «Академия» Карла Великого

Центром «Каролингского Возрождения» была так называемая «Академия», кружок ученых при дворе Карла Великого, созданный в 794 году по образцу античной школы. «Из всех правителей он был самым страстным в поисках информированных людей и поощрении их философствовать», — отметил придворный биограф Эйнгард.

«Академия» Карла Великого превратилась в островок культуры и цивилизации в суровом и беспокойном мире. Сам император подал пример рвения и поиска знаний: в частности, он начал изучать латынь и греческий язык, но до конца своих дней так и не научился писать…

Монументальная живопись

Храмы Каролингов снаружи были очень скромно украшены, но их внутреннее убранство со временем становилось все более разнообразным, в основном за счет настенных росписей — фресок.

Даже в конце шестого века. Папа Григорий I говорил о большом значении изящных искусств в варварском мире: «В церквях разрешено рисовать, чтобы неграмотные могли читать, смотреть на стены и находить то, что они не могут собрать из книг». Таким образом, росписи церквей в раннем средневековье были преобразованы в «Библию для неграмотных».

Книжная миниатюра

В эпоху Каролингов искусство миниатюры — книжной иллюстрации — достигло необычайного расцвета.

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красная краска (миниум), которая использовалась для выделения начала текста. Миниатюристы часто переезжали с места на место. Поэтому не было школ миниатюр, но были центры по производству иллюстрированных рукописей в монастырях некоторых городов.

В конце 8 века под эгидой Карла Великого в Ахене была основана письменная мастерская. В изготовленных здесь миниатюрах художники использовали как варварские, так и древние традиции. Сложное переплетение узоров, пурпурного и золотого придавало миниатюрам великолепия. Впервые в средневековой Западной Европе в них появились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, обычно с книгой и пером в руке.

Спустя несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (современная Франция) и других городах. В изображениях древнее величие постепенно исчезло, человеческие чувства возродили персонажей миниатюр.

Утрехтская Псалтырь, л. 15 т
Утрехтская Псалтырь, л. 15 т

Одно из самых известных произведений эпохи Каролингов — Утрехтская Псалтырь (9 век). Он назван в честь места хранения — в Утрехтском университете в Нидерландах. Он содержит сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму.

Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие формы средневекового искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных рамах из слоновой кости или золота, а также на небольших алтарях.

Карл Лысый стал последним покровителем декоративно-прикладного искусства династии Каролингов. После его смерти в 877 году и до начала 10 века таких крупных художественных центров, как во времена «Каролингского Возрождения», практически не было».

В 843 году империя Каролингов пала. Внутренние войны королей и их подданных, не прекращавшиеся во второй половине IX века, разрушили хрупкий мир империи Каролингов. Шаткая политическая и экономическая ситуация привела к почти полному упадку культуры.

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

В середине 15 века возвышенная готика в архитектуре полностью исчезла, уступив место материальному ренессансу, воссоздающему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно вспыхнула на острове Великобритания в середине 18 века и распространилась по европейскому и американскому континентам.

Знаменитый образец неоготики - лондонское здание британского парламента
Знаменитый образец неоготики — лондонское здание британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

Тем не менее, некоторые тенденции европейского стиля проникают в стены и башни Московского Кремля
Тем не менее, некоторые тенденции европейского стиля проникают в стены и башни Московского Кремля

Особенно яркие проявления неоготики проявляются в здании подмосковной царской резиденции — крупнейшего псевдоготического комплекса в Европе.

Редчайший памятник русского неоготического стиля сочетает в себе классические приемы русской архитектуры с характерными атрибутами готического направления
Редчайший памятник русского неоготического стиля сочетает в себе классические приемы русской архитектуры с характерными атрибутами готического направления

На американском континенте неоготика неразрывно связана с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост в Нью-Йорке построен на арочных пнях в форме оживальных окон готических соборов
Знаменитый Бруклинский мост в Нью-Йорке построен на арочных пнях в форме оживальных окон готических соборов

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наше время тренд комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала очень популярной благодаря множеству интересных идей
Готическая направленность в строительстве стала очень популярной благодаря множеству интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве — эксклюзивный проект для каждого хозяина. К тому же строительство средневекового замка в натуральную величину совершенно необязательно, важно соблюдать основные каноны внешнего стиля.

При создании готического дизайна придерживаются следующих принципов:

  • конструкция многоскатной кровли должна иметь очень большой угол наклона и декоративный забор с остроконечными шпилями;
  • планировка здания должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна украшены остроконечной арочной вставкой в ​​верхней части оконного проема.

В отделке наружных стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможность декоративной штукатурки пастельных серых оттенков. Для интерьера подойдет деревянная облицовка.

Проекты небольших загородных домов с элементами готики

Стремительный и задушевный - готика в архитектуре
Стремительный и задушевный - готика в архитектуре
Стремительный и задушевный - готика в архитектуре
Стремительный и задушевный - готика в архитектуре
Стремительный и задушевный - готика в архитектуре
Стремительный и задушевный - готика в архитектуре

Как вы относитесь к этому стилевому направлению? Хотели бы вы использовать эти приемы в архитектуре вашего дома? Напишите в комментариях! В заключение предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик о современном применении этого стиля в строительстве и дизайне интерьеров:

Стремительный и задушевный - готика в архитектуре

Оцените статью
Блог об изобретениях прошлого